SociologyBest

Основы социологии

Региональные особенности самоидентификации современного студенчества. Основные направления социокультурной самоидентификации студенчества в регионе
Страница 7

Материалы » Социокультурная самоидентификация современного российского студенчества - региональный аспект » Региональные особенности самоидентификации современного студенчества. Основные направления социокультурной самоидентификации студенчества в регионе

Согласно полученным данным, социальные категории преобладают в первой десятке рангов иерархии как Мы-номинаций, так и Я-номинаций. Так, лидирующую позицию в иерархии рангов занимает «студенческая» идентификация – ее осознают и в Мы-идентичностей, и в Я-идентичностей более двух третей опрошенных (соответственно 63,6 и 61,9 %%). Преобладание абстрактной категории «студент» – «студенты», символизирующей всеобщность идентификации, подчеркивает такие свойства данной возрастной группы, как глобализм и виртуальность.

Данная идентификация получает свое дальнейшее развитие в группе Мы-номинаций в идентификации конкретного содержания – с «друзьями, компанией» (59,6 %). Эта так называемая дружеско-корпоративная идентификация отражает одну из важных особенностей студенчества: восприятие студенчества как определенной корпорации, для которой характерна не только учебная, но и коммуникативная деятельность. Осознается данная идентификация и в иерархии Я-номинаций, хотя несколько ниже, чем в иерархии Мы-идентификаций (43,9 %). Это свидетельствует об устойчивости и стабильности дружеско-корпоративной идентификации.

Эти два доминирующих вида идентификации соотносятся с двумя специфичными для данной категории молодежи видами социальной деятельности: учебной и коммуникативно-креативной. Учебной деятельности в вузе непосредственно соответствует номинация «мы студенты». К ней примыкает блок частных идентификаций, связанных с избранной профессиональной сферой – «мы представители той или иной профессии» (19,5%), «будущие специалисты», «коллеги» (13,6 %), – которые входят в первую десятку ранговых позиций.

Коммуникативно-рекреативная деятельность продуцирует, прежде всего, номинацию «мы друзья, компания», а также несколько нижестоящих в иерархии номинаций «фанаты», «члены какого-либо клуба», «спортсмены» и др.

На стыке двух указанных видов деятельности наших респондентов (учебной и коммуникативно-рекреативной) образовались такие номинации, как «мы одногруппники, студенческая группа» (20,7%).

Однако небольшая доля респондентов, осознающих свою профессиональную идентичность: лишь один из пяти респондентов указал на общность со своими одногруппниками, один из шести – с выбранной профессией, специальностью, а со студентами своего вуза, специальности – всего 3% опрошенных студентов – подтверждают вывод о достаточно высоком уровне абстрактной идентификации современных студентов.

Низкие показатели непосредственно профессиональной идентификации студентов, проявляющиеся как в Мы-, так и в Я-концепциях, на первый взгляд вступают в противоречие с соответствующими данными по спектру выявленных в ходе исследования прямых мотивов поступления и обучения в вузе. Действительно, почти 67 % респондентов назвали профессиональную ориентацию как основной мотив поступления в вуз и около 80 % – как мотив обучения в вузе. Однако анализ содержания и структуры косвенных мотивов свидетельствует, что профессиональная ориентация воспринимается студентами-респондентами как ориентация не на конкретную профессию, а на получение некоторых знаний в области возможной профессии.

Вторую пару идентификаций в иерархии рангов Мы-концепции составляют номинации: «идентификация с людьми, землянами» – «идентификация с семьей». Почти 50 % респондентов идентифицировали себя с данными макросоциальными общностями. Следует признать, что эти номинации дополняются такими же достаточно абстрактными категориями, как общество (24,1 %), родина (14,9 %), страна (14,5 %). Это отражает характерный для студенчества как возрастной группы вид идентификации – общечеловеческую идентификацию.

В то же время опрошенные студенты достаточно ясно осознают свою принадлежность к семье (47,9 %) как общности, в которой они выступают, прежде всего, в качестве сыновей или дочерей (39,9 %) и в меньшей степени – как брат или сестра (16,6 %). Осознание себя частью своей семьи подтверждается влиянием родителей на выбор вуза, в который поступил респондент. Среди мотивов поступления в вуз мнение родителей занимает в иерархии мотивов третье место после профессиональной ориентации и доступности поступления.

Третью группу парных категорий составили номинации «общество» (24,1 %) и «молодежь» (29,6 %). Общечеловеческая идентификация дополняется в иерархии Я-номинаций идентификацией двумя абстрактными категориями «человек» (60,1%) и «личность» (56,8%), которые еще в большей степени символизируют обобщенность и умозрительность идентификации, что свойственно данной возрастной группе.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Социальная справедливость
«Справедливость – дитя неудовлетворенности человека жизнью. Довольный человек в справедливости не нуждается и не говорит о ней, даже будучи членом развитого общества». Одним из важнейших понятий, регулирующих отношения людей, является по ...

Управление городским хозяйством на примере транспортной системы мегаполиса
Одна из важнейших проблем современных мегаполисов, с которыми сталкиваются городские власти, - проблема обеспечения нормального функционирования системы городского транспорта. Само назначение города, призванного быть «машиной контактов», ...

Социальные общности
Социальная общность или социальная группа является ключевым элементом социальной структуры. Р. Мертон понимает под группой совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данн ...