SociologyBest

Основы социологии

Социально-профессиональный статус и заработная плата
Страница 2

Материалы » Социальное положение русских иммигрантов за рубежом » Социально-профессиональный статус и заработная плата

Более низкий уровень оплаты труда иммигрантов обусловлен и другими факторами. Один из них - уровень оплаты труда занятых на предприятиях и в организациях "русского" сектора, товары и услуги которого ориентированы, в основном, на потребности русскоязычной общины. Продавцы, работающие в "русских" магазинах, учителя и врачи, русскоязычные журналисты и многие другие работники получают, как правило, более низкую зарплату, чем их иностранные коллеги.

Кроме существенных различий в размерах заработков, более низкий социально-экономический статус иммигрантов обусловлен менее благоприятными социальными условиями их труда, к которым относятся сберегательные и пенсионные программы и прочие льготы. Поскольку размер пенсии зависит от трудового стажа (для получения минимальной трудовой пенсии необходим 10-летний стаж), большинство иммигрантов, приехавших в Израиль в предпенсионном возрасте, не успевают заработать даже минимальную пенсию и, прекращая работу, вынуждены довольствоваться мизерным государственным пособием по старости. Многие работающие на предприятиях малого бизнеса и в посреднических фирмах зачастую лишены базисных социальных условий труда и могут рассчитывать в будущем только на пособие по старости. Для наименее социально защищенных групп иммигрантов проблема пенсионного обеспечения становится одной из самых острых.

Основные выводы проведенных специалистами исследований можно свести к трем положениям. Во-первых, изменения в социо-профессиональном статусе русскоязычных иммигрантов начиная с 1990 г., лишь частично соответствуют теоретической парадигме, согласно которой эти изменения представляют U-образную кривую. Большей части специалистов так и не удалось вернуться к прежнему или близкому к нему профессиональному статусу. Как отметил в своем докладе на форуме русскоязычных ученых его председатель Л. Диневич, "необратимым последствием существующего интеграционного процесса стало превращение многих приехавших в страну ученых и специалистов в рабочих, а нередко и в социальный балласт общества. В него попали талантливые ученые и специалисты, приехавшие еще в активном возрасте и обладавшие огромным научным и профессиональным потенциалом"[9]. В целом, можно сказать, что "алия 90-х" прошла процесс пролетаризации. Наиболее массовой профессией стала профессия рабочего, а не инженера и учителя.

Во-вторых, даже возвращение к прежнему профессиональному статусу не всегда сопровождается увеличением заработков иммигрантов до уровня оплаты труда уроженцев страны и старожилов, принадлежащих к тем же профессиональным группам.

Этим обусловлено сохранение заметного разрыва в уровне доходов наемных работников между уроженцами страны и старожилами, с одной стороны, и иммигрантами - с другой. Эта тенденция также не укладывается в парадигму о U-образной кривой.

Разумеется, есть весомые свидетельства растущего благосостояния русскоязычной общины: почти каждая вторая семья "русских" живет в собственной квартире, более 40% семей приобрели собственные машины. Но с течением времени русскоязычные иммигранты все более склонны оценивать свой профессиональный статус, доходы, социальные гарантии не по прежним, а по новым (израильским) меркам. По данным многочисленных опросов, многие не удовлетворены своим уровнем жизни. По данным одного из опросов, проведенного в 1999 г., более половины иммигрантов из СССР/СНГ считает, что их социальный статус ниже среднего уровня или даже самый низкий в стране. Лишь 6% опрошенных сообщили, что до приезда в другую страну их социальный статус был таким же низким.

Страницы: 1 2 3


Социологические воззрения М. Вебера. Методология социологического познания М. Вебера
Вебер считал, что абстрагироваться от того, что человек есть существо сознательное, не может ни историк, ни социолог, ни экономист. Но руководствоваться при изучении социальной жизни методом непосредственного вживания, интуиции Вебер реши ...

«Мужское» и «женское» в философии культуры Освальда Шпенглера
В двухтомнике «Закат Европы» О. Шпенглер представил собственную модель историко-культурного процесса. «Женское» и «мужское» стали важнейшими понятиями, с помощью которых немецкий автор пытается обрисовать самые значимые метаморфозы истори ...

Социальное самочувствие выпускников вузов в пространстве закрытого административно-территориального образования (на примере города Снежногорск). Методологические основы изучения социального самочувс
Приступая к эмпирическому изучению социального самочувствия и адаптации, необ­ходимо осознать всю сложность и неординарность этих философских категорий, что предъяв­ляет высокие требования к определению методологических оснований социолог ...