SociologyBest

Основы социологии

Социальное самочувствие выпускников вузов в пространстве закрытого административно-территориального образования (на примере города Снежногорск). Методологические основы изучения социального самочувс
Страница 6

Материалы » Возможности профессиональной реализации и жизненные стратегии выпускников вузов в закрытом административно-территориальном образовании (на примере г. Снежногорск) » Социальное самочувствие выпускников вузов в пространстве закрытого административно-территориального образования (на примере города Снежногорск). Методологические основы изучения социального самочувс

Второй вариант характеризует стремление добиться одобрения со стороны других лиц, институтов, орга­низаций, своих действий, своего поведения. Например, лица с высшем образованием приживающие в ЗАТО работающие по специальности и добросовестно выполняющие свою работу.

Социальные притязания могут носить созидательный характер, когда стремление добиться чего-то олицетворяет реализацию прав и свобод человека, группы, организа­ции. [27, с. 22]

Заключительным блоком вопросов, характеризующих завершенность представлений о социальном самочувствии, является социальная позиция. Она включает в себя те наме­рения, которые готов реализовать человек, группа, институт, а также их убежденность в правомерности своих ожиданий и притязаний. На этом этапе важным моментом стано­вится мировоззренческий компонент, а также проблема убежденности, готовности реа­лизовать желаемые личные и общественные цели. Конечно, социальная позиция может быть ярко или слабо выражена, четко или нечетко определена.

Показателями, характеризующими социальное самочувствие, могут быть осознавае­мые или неосознаваемые возможности духовного развития, раскрытия потенциала само­познания, потребностей общения, понимания и признания, что, в конечном счете, дает воз­можность людям самовыразиться и самоутвердиться, что, как правило, и формирует еще один блок показателей — готовность к действию, к превращению социального само­чувствия в активное начало.

При эмпирическом исследовании данного социального феномена целесообразен также учет воли, упорства и настойчивости в реализации целей, стойкости и последовательности в отстаивании мировоззренческой позиции. Именно на этапе осуществляется процесс саморегуляции, который предусматривает свое осуществление не только на уровне личности, но и на уровне других социальных образований. Внешними индикаторами этого процесса являются показатели активности личности, как в сфере труда, так и в сфере быта, досуга, в организации свободного времени и отдыха. [16, с. 18]

Например, как выпускники вузов добиваются чего-то в пространстве «закрытого» города. Как они проводят досуг. Надо сказать, что пространство ЗАТО не предлагает особого разнообразия в способах проведения свободного времени и отдыха. И то, как выпускники вузов решают этот вопрос, является одним из важных показателей той социальной позиции, которую они заняли. А если смотреть более широко, то и социальным самочувствием выпускников вузов проживающих в ЗАТО.

И, наконец, говоря о структуре и показателях эмпирического исследования социаль­ного самочувствия, следует одновременно, на наш взгляд, использовать такие критерии и показатели, которые расшифровывают логическое требование: соответствует или не соот­ветствует социальное самочувствие той объективной социальной ситуации, в которой на­ходится индивид, группа или масса людей

Можно ввести показатели влияния социально-экономических, обществен­но-политических и духовных, факторов на социальное самочувствие, то есть использо­вать их как базу, которая создает общую основу для социального самочувствия, и как показатель обратного их воздействия на его динамику и состояние.

Таким образом, социологический феномен социального самочувствия характеризу­ется комплексом показателей, отражающих отдельные социальные и социально-психоло­гические стороны его проявления (блок показателей, определяющих само самочувствие), и блок показателей, характеризующих социальную среду, социальные условия (объек­тивные и субъективные), в которых раскрываются или не раскрываются интересы инди­видов, групп и масс людей. [3]

Социальное самочувствие — это массовые настроения, ожидания, чувства различ­ных групп населения. Это отношение людей к разным сторонам жизни, и выражается оно в устойчивых мнениях, оценках социальных явлений, в степени удовлетворенности своей жизнью. Социологические опросы дают возможность выявлять массовые оценки, настро­ения, ожидания населения и отслеживать их изменения. [31]

Исследование показало, что самочувствие выпускников вузов во многом зависит от материально-экономических факторов, материального положения. Однако самочувствие связано не просто с величиной дохода, а с тем, как такой доход соответствует, с точки зрения человека, его потребностям и пред­ставлениям о достойной жизни. Степень этого соответствия или несоответствия во мно­гом определяет социальное самочувствие человека.

Но социальное самочувствие выпускников вузов выражается не только через оценку материаль­ного положения и уровня дохода, но и через эмоциональную реакцию на условия своей жизни, через доминирующие чувства, настроения. Социальное самочувствие выпускников вузов проживающих в ЗАТО оценивалось по двум основным аспектам: удовлетворенность условиями жизни (оценка удовлетворенности потребностей физического существования) и социально-психологичес­кий комфорт (оценка удовлетворенности потребностей социального существования). По­мимо собственно оценки «удовлетворенности условиями жизни» и «социально-психологи­ческого комфорта» социальное самочувствие дает представление о степени социальной активности населения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Типы социальной солидарности. Механическая солидарность
Механическая солидарность господствует в тех обществах, где индивиды мало отличаются друг от друга, т.е. привержены одинаковым ценностям, одинаково действуют и чувствуют, признают одно и то же священным. Сплоченность общества, степень соц ...

«Социологизм» Э. Дюркгейма как методология научного исследования общества
В качестве обобщающего понятия, которое выражает основные принципы теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает понятие «социологизм», хотя, естественно, оно не охватывает и не исчерпывает всего многообразия идей Дюркгейма. По Дю ...

Культурная компетентность социального работника в области языка и символов молодёжных субкультур. Культурная компетентность социального работника в области языка и символов хиппи
Современный социальный работник должен обладать высоким уровнем профессионализма, который в свою очередь, предполагает культурную компетентность в самых различных областях знаний. Так, при взаимодействии с представителями молодёжных субку ...