SociologyBest

Основы социологии

Социальное самочувствие выпускников вузов в пространстве закрытого административно-территориального образования (на примере города Снежногорск). Методологические основы изучения социального самочувс
Страница 1

Материалы » Возможности профессиональной реализации и жизненные стратегии выпускников вузов в закрытом административно-территориальном образовании (на примере г. Снежногорск) » Социальное самочувствие выпускников вузов в пространстве закрытого административно-территориального образования (на примере города Снежногорск). Методологические основы изучения социального самочувс

Приступая к эмпирическому изучению социального самочувствия и адаптации, необ­ходимо осознать всю сложность и неординарность этих философских категорий, что предъяв­ляет высокие требования к определению методологических оснований социологического изучения данных социальных феноменов. Специфика изучения социального самочувствия состоит в том, что оно представляет собой интегральное образование, обладающее высо­кой степенью динамики, и кумулятивное, возникающее в результате накопления некоторого комплекса разнородных характеристик и показателей социального и социально-психоло­гического состояния индивида, группы или массы людей, трудно сводимых суммарно, но вместе с тем образующих в совокупности устойчивое социальное явление. [3]

Учитывая, что социальное самочувствие состоит из двух внутренне сочлененных ком­понентов — социального и психологического — представляется уместным определить следующие пути его исследования и прогнозирования. Первый — изучение состояния социального самочувствия в тесной взаимосвязи с объективными условиями и социальной практикой, в процессе которой реализуются или не реализуются социальные цели, установки и интересы людей. Второй — исследование социально-психологического состояния индивидов, социальных групп, институтов и организаций.

Из этой специфики феномена социального самочувствия вытекают два важных со­циологических вывода методологического характера. Первый: социальное самочувствие «интегральная характеристика особого состояния индивида, группы или массы людей» может быть изучено непосредственно только при помощи известных до сих пор мето­дов. Поэтому его приходится изучать опосредованно через социальные и психические проявления в отдельных сферах жизнедеятельности субъекта. Второй: признавая соци­альное самочувствие целостным компонентом, мы вынуждены изучать его расчленение по отдельным составляющим, описывая каждую из них определенной системой показате­лей, не входящих в какой-то один общий.

К числу специфических особенностей феномена социального самочувствия отно­сится его двойственная природа. Эта двойственность связана с его изучением и прогнозированием она объективно вытекает из его структуры, и в то же время осложняется ря­дом обстоятельств: во-первых, любой исследователь, предпринимающий попытки груп­пировки, классификации форм существования социального самочувствия сталкивается с недостатком достоверной информации, а также методик, где бы описывались пути и мето­ды его изучения и прогнозирования; во-вторых, важность решения этой проблемы зас­тавляет исследователей прибегать к использованию опыта изучения родственных соци­альному самочувствию категорий. В данном случае имеются в виду работы, исследующие социально-психологический климат, общественное сознание и предлагающие направле­ния их изучения.

Наибольшую сложность представляют эмпирические исследования самого феноме­на социального самочувствия, разработка методов его диагностики. Не менее труден про­цесс познания и выявления факторов, влияющих на социальное самочувствие — эконо­мических, социально-политических, духовных. Среди них обязательно присутствуют объек­тивные и субъективные, что само по себе ставит сложнейшую проблему максимального учета различных вариантов их сочетания. [16, с.10]

В число методологических предпосылок исследования входит представление о со­циальном самочувствии как устойчивом и одновременно изменяющемся состоянии об­щества, коллектива; социальных групп и индивидов, отношений между ними: группе с груп­пами, групп с обществом и т. д. Важно иметь в виду и два параметра, определяющих социальное самочувствие - тональный (чувства, эмоции, умонастроение, мировоззрение) и предметный (социальный), выявляющий отношение к месту работы и повседневной жиз­ни, количеству и качеству социальных услуг, степени удовлетворения духовных запросов, решаемости возникающих социальных противоречий и проблем и т. д.

Рамки (границы) изменения социального самочувствия весьма подвижны и, опреде­ляются, например, в настоящее время, возможностями самовыражения индивидов, групп, коллективов, социальных прослоек общества.

Сложность социологического изучения социального самочувствия заключается и в том, как уловить, и количественно выразить содержание эмоциональных состояний, как получить от каждого респондента сведения о его реальном самочувствии, а не его объяснения и рассуждения по поводу собственных эмоциональных состояний. Дело в том, что всякая попытка человека дать рациональный отчет о своем самочувствии побуждает его согласовывать собственные показания с личными представлениями о жизни, с умонаст­роением, убежденностью, которые всегда связаны с социальной практикой, духовными запросами и устремлениями. [17, с. 106]

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Процессы совершенствования профессиональной ориентации и трудовой адаптации на современном этапе. Совершенствование процесса профессиональной ориентации в образовательных учреждениях
«Образовательная политика – важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста ...

Основные характеристики образа жизни стареющей личности
Особый интерес при изучении процесса старения представляют исследования образа жизни человека. Понятие «образ жизни» - это широкая категория, включающая индивидуальные формы поведения, активность и реализацию всех возможностей в труде, по ...

Появление буржуазной семьи
До середины XIX века семьи мещан и ремесленников были очень похожи на крестьянские, но не во всем. В России женщинам дозволялось помогать мужьям-ремесленникам, поэтому жены были вовлечены в производство, хотя и домашняя работа традиционно ...