Опыт применения принципов Болонского процесса в
социологическом образованииСтраница 2
Технически выбор учебных предметов происходит следующим образом. Каждый студент имеет свой логин и пароль на факультетском портале. Он может зайти в локальную компьютерную сеть, ознакомиться с описанием дисциплин и требованиями к обязательным и элективным курсам, с личными страничками преподавателей, их читающих, увидеть типовой учебный план, "модифицировать" его с учетом выбранных им курсов. В конце каждого семестра на две недели отменяются все обязательные занятия. Именно в это время студенты слушают установочные лекции, работают с тьютором, изучают описания курсов. Каждый из них окончательно формирует индивидуальный учебный план. Этот план подписывается студентом и деканом и в дальнейшем, как отмечалось, не подлежит изменению - все выбранные курсы становятся для обучающегося обязательными.
Так благодаря внедрению подобной системы активизируется сознательное участие студентов в учебном процессе, значительно повышается их ответственность. Показательно, что с каждым годом все меньше студентов учатся по типовым планам, делая осознанный выбор в пользу индивидуальных.
Более четким и последовательным становится контроль знаний: студент знает, что и в какой мере от него требуется, на какую оценку он может претендовать, если выполнит (не выполнит) соответствующие требования преподавателя. Основной принцип оценки знаний студентов, их академических успехов на факультете следующий: большинство из того, за что студент получает оценку по курсу, он выполняет письменно. Оценка выставляется ему по результатам работы в течение всего курса на основе балльно-рейтинговой системы. Контроль знаний студентов основан на информационных технологиях: создана специальная компьютерная система учета успеваемости, у каждого студента есть электронная зачетка, размещенная на портале. Показательно, что с началом применения модели зачетных единиц, компьютерного учета знаний студентов сократилось количество отличников, что, несомненно, говорит о повышении требовательности в оценивании знаний студентов, уменьшении субъективизма, нацеливании студентов на постоянную кропотливую работу в течение всего учебного года.
Завершается учебный процесс защитой дипломной работы и Государственным экзаменом. Выпускники получают дипломы бакалавра социологии с приложением к диплому европейского образца (Diploma Supplement). В целях подготовки к экзаменационному испытанию кафедрой заблаговременно организуются многочисленные консультации (как по содержанию, так и по процедуре всех трех его этапов), а также пробные тестирования.
Для обучающихся в магистратуре важным компонентом учебного процесса, его индивидуальной, творческой составляющей становится НИРМ (научно-исследовательская работа магистра).
Еще несколько лет назад многие преподаватели, мягко говоря, "скептически" воспринимали саму идею болонских образовательных инноваций, не говоря уже о механизмах ее реализации. Но сегодня психологический барьер уже преодолен.
Основные теоретические концепции конфликтологии в
социальных системах
Проблема теоретического осмысления конфликта всегда носила междисциплинарный характер. В истории развития конфликтологии существовали три основных теоретических подхода.
Пальма первенства в специальном изучении проблемы конфликта историч ...
Характеристика детской преступности в современной России. Динамика
детской преступности в России
Качественными показателями социальных отклонений являются структура и динамика рассматриваемого массива. Под структурой понимается соотношение внутри данного массива отклонений разного вида: преступлений, иных правонарушений, случаев злоу ...
Социокультурный процесс и его динамика
Благодаря тому, что культура воплощается в деятельности, объективируется в вещественно-предметных и знаково-символических формах, происходят определенная фиксация и структурирование исторического опыта данного народа, общности, семьи. Кул ...