SociologyBest

Основы социологии

Благотворительность в России: уроки истории
Страница 1

Материалы » Благотворительность в России » Благотворительность в России: уроки истории

Сейчас, как никогда, необходимо воспитывать в людях любовь, уважение и сострадание, которыми славился русский народ еще в стародавние времена. Каждый гражданин и общество в целом должны осознать необходимость этих качеств для каждого конкретного человека. Изучение исторических фатов и явлений необходимо для того, чтобы перенести многие формы и приемы благотворительности, милосердия и сострадания из прошлого в настоящее время.

При несчастном случае, при встрече страдающего человека, всегда найдутся люди, которые готовы помочь ему. Чувство сострадания так просто итак непосредственно, что помощь оказывают даже тогда, когда человек не просит о ней, когда она ему вредна и даже опасна, когда он может злоупотребить ею. Можно говорить и спорить о предоставлении заработков нуждающимся, о деморализующемся влиянии дарового пособия и т.д. Но когда попадает человек в беду, то первое движение – бросится к нему на помощь, не спрашивая, как он в нее попал и какое впечатление произведет на него наша поддержка.

Природа нашей страны издавна была не только доброй, но порой и суровой матерью своего народа. Недороды и неурожаи были нередкими явлениями. Недостаток экологического общения и административной распорядительности превращал местные недоборы продовольствия в голодные бедствия.

Так, в 1601 году из-за погодных условии в России случился страшный неурожай. За ним последовало еще два голодных года. Царь, Борис Годунов, не жалел казны, щедро раздавал в Москве милостыню, предпринял обширную постройку, чтобы дать заработок нуждающимся. Прослышав про это, народ толпами повалил в Москву. Началась сильная смертность: только в трех столичных скудельницах, куда царь велел подбираться бесприютным жертвам, за два года умерло 127 тысяч человек. Но беда создавалась в значительной мере искусственно. Крупные землевладельцы заперли свои склады, началась хлебная спекуляция. Скупщики пустили в оборот все: деньги, утварь, дорогие платья, чтобы скупить хлеб, ожидая высоких цен. Рожь подорожала с двух копеек до шести рублей. Царь принял строгие и решительные меры: запретил винокурение и пивоварение, велел сыскать скупщиков и бить кнутом, на рынках нещадно переписывать их запасы и продавать в розницу по «обязательным» ценам (8. 112).

В смутное время (1609г.) Москва была осаждена поляками. Столица вновь пережила страшный голод. Царь Василий Шуйский жестоко расправлялся со спекулянтами, употребив всю строгость законов.

Первые государи из рода Романовых в трудные времена жизни государства постоянно обращались к своему народу, видя в единении с ними залог укрепления государственной помощи. Так, царь Алексей Михайлович говорил, что Бог поставил его «рассуждати людей своих вправду» и «беспомощным» помогать». Заботился он и о просвещении среди народа, для чего широко воспользовался услугами греков и западнорусских ученых, преимущественно монахов, воспитанников киевской православной академии.

Царь Михаил Федорович для защиты обиженных учредил приказ Сыскных дел (приказами тогда назывались высшие учреждения в Москве), который принимали жалобы и должны были «накрепко по этим делам сыскивать.

Наиболее ярко появились народно-воспитательные усилия власти в период правления Петра I. Он не признавал частного интереса, не совпадающего с государственным, не понимал возможности замкнуться в кругу домашних дел

В Древней Руси органами общественного призрения служили монастыри, при них, как и при приходских церквях. Устраивались богадельные избы, куда без разбора принимались профессиональные нищие, образовавшие особый класс под именем «церковных и богадельных людей». На необходимость упорядочность этого дела указывал уже «Стоглавый собор», но энергично взялся за него лишь Петр I. Преследуя нищенство и запрещая частную благотворительность, он предписывал духовному ведомству завести по всем губерниям богадельни. Магистраты устраивали для заключения профессиональных нищих – мужчин смерительные дома, а для профессиональных нищих - женщин – прядильные дома.

Страницы: 1 2 3 4 5


Социальные институты как отражение социальных потребностей
«Институт» (от лат. institutum — установление) — понятие, используемое для обозначения устойчивого комплекса формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующ ...

Спорт и туризм.
За период 2005 - 2008 годов дальнейшее развитие получила отрасль физической культуры и спорта в Республике Марий Эл. Ежегодно увеличивалось число занимающихся физической культурой и спортом с 20 процентов населения в 2005 году до 28,7 про ...

Отчуждение
Невозможно составить себе полное представление о деятельном, творческом человеке, который своими руками создает и осваивает предметный мир, без понятия "отрицание продуктивности", или "отчуждение". Для Маркса история ч ...