Благотворительность в России: уроки историиСтраница 2
Петр I решил привести в движение весь запас рабочих рук своего народа, искоренить праздное нищенство, питаемое частной милостыней. В 1705 году он при казал разослать по Москве подьячих с солдатами и приставами, ловить и наказывать бродячих нищих, деньги у них отбирать, милостыни им не подавать, а подающих хватать и подвергать штрафу. Благотворители могли вносить свои пожертвования лишь в богадельни. Петр I считал, что общественная благотворительность имеет свои преимущества: уступая частной милостыне в энергии, она разборчивее и действеннее оказывает нуждающимся более надежную помощь.
Верной последовательницей Петра I была императрица Екатерина II. Трудно себе представить, какое громадное количество людей на Руси умирало в то время от оспы. Эта страшная болезнь ежегодно уносила многие тысячи людей, а выживших обезображивала на всю жизнь. Прививки считались по невежеству очень опасными. Екатерина, чтобы показать пример своим подданным, первая велела привить оспу не только себе, но и всей своей семье. Поступок этот вызвал всеобщее восхищение не только в России, но и границей. Но кроме оспы на Руси свирепствовало еще множество различных болезней. Чрезвычайно велика была детская смертность. Императрица учредила особую медицинскую коллегию, которая должна была следить, чтобы в каждом уезде было не менее двух врачей (один для города, другой для уезда) и аптека. Губернаторы обязывали городское общество открывать больницы, приюты для увечных и неизлечимо больных. Получили дальнейшее развитие попечительские заведения. Для детей сирот и бедных, утверждались сиротские ссуды. Во главе благотворительных заведении в каждой губернии стоял «приказ общественного призрения». Заботилась императрица и о презрении детей, брошенных своими родителями. Для воспитания и обучения подкидышей различным наукам, мастерству и ремеслам были учреждены воспитательные дома в Петербурге и Москве.
В 1782г. Екатерина II издала «Устав благочиния». В нем был сформулирован моральный кодекс гражданина Российской империи:
· «Не чини ближнему, чего сам не хочешь»;
· «Не токмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро, колимо можешь»;
· «Буде кто ближнему сотворил обиду, личную или в имении, или в добром здравии, да удовлетворит по возможностям»;
· «В добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю неимущему, напои жаждущего»;
· «Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему»;
· Блажен, кто скот милует, буде скотина и злодея твоего спотыкнется, подыми ее»;
· «С пути сошедшему, указывай путь» (8. 134-135).
Великие реформы провела Екатерина II в образовании. Именно в те времена была создана система народного образования, состоящая из учебных заведении разного уровня и для различных слоев населения. Причем программы учебно-методических пособии и наставлении для учителей и учащихся составлялись с учетом самых передовых педагогических теории того времени и при непосредственном участии самой императрицы.
Большая часть царствования Александра I (Благословенного) прошла среди великих войн. Особенно важны его мероприятия относительно крестьянских сословии. Александр был противником крепостного права, и в деле его ограничения, им было сделано не мало. Снижение крепостной зависимости началось еще в царствование его отца – императора Павла. Он издал указ «О трехдневной барщине», согласно которому крестьяне должны были работать на помещика только три дня в неделю. При Александре I прекратилась раздача земель, населенных государственными крестьянами. Благодаря этому количество крепостных крестьян не могло значительно увеличиться. В 1803г. император издал закон «О свободных хлебопашцах», т.е. таких крестьян, которые, выйдя из крепостной зависимости, получали за известную плату или на определенных условиях по добровольному соглашению со своими помещиками землю.
Александр I в память об августейшей прародительнице в первом же указе написал: «Мы будем царствовать по сердцу и законам нашей бабки Екатерины Второй (3. 18)». Восьмого сентября 1802 года для улучшения государственного управления им учреждены восемь министерств, в том числе министерство народного просвещения. Под его началом был единственный, существовавший тогда, университет – Московский, но вскоре открылись три новых – в Вильно, в Харькове, в Казани и принято решение основать еще три – в Киеве, Устюге Великом и Тобольске. Подчинив каждому из них целый округ учебных заведении, куда входили губернские гимназии, уездные и приходские училища. Целые сословия и многие частные лица жертвовали большие суммы на основание учебных обществ и заведении. Открылись еще два училища высших наук в Ярославле и Нежине, первое – на пожертвования статского советника Демидова, другое – графа Безбородко. Так было положено начало созданию в Москве и Петербурге различных благотворительных обществ. В первом их было три: первое – для исторических изыскании; другое – для распространения сведении по части естествознания; третье – по части словесности. В Петербурге также учреждены три общества: Общество любителей наук, Беседа любителей русского слова и общество соревнователей просвещения и благотворения.
Процессы глобализации и формирование мировой системы
1. Глобальные проблемы современности определяются тем, что развивается сходство условий жизнедеятельности людей всего мира. Оно определяет сходство организационных структур. На этих основах развивается сходство социокультурных представлен ...
Механизмы взаимодействия образования и рынка труда
Для России ныне характерен глубокий и растущий разрыв между интересами образовательных институтов как таковых и требованиями к системе образования со стороны потребителей ее услуг: обучающихся, их семей, работодателей, государства. Образо ...
Социально-психологические технологии управления
коммуникативными конфликтами в социальной работе. Специфика и классификация
технологий в социальной работе
Как отдельное направление теории управления и социальной инженерии социальные технологии стали развиваться в начале XX в.
Понятие «социальная технология» стало использоваться в науке только в 40-х гг. XX в. Основу данного понятия составл ...