SociologyBest

Основы социологии

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Содержание занятий исследования «Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности» проведенных в ГУ РЦ «Подсолнух»

Занятие 1. «Знакомство. Сплочение в группе».

Цель: подготовить участников к занятиям, познакомить их с целями и задачами предстоящего курса, создать эмоционально положительный, рабочий настрой, сплочение группы.

Ход занятия:

Теоретическая часть

Представление группе. Объяснение цели, задачи предстоящего курса занятий; основные термины и принципы программы, а так же обзор предстоящих тем.

Занятие проходило в виде тренингов в игровой форме, что помогло детям и подросткам с ограниченными возможностями лучше усвоить различные приемы общения. Первое занятие было посвящено знакомству, сплочению группы, созданию положительного настроя на предстоящую работу.

Практическая часть

Упражнение №1.

Вступительный этап. Вначале занятия всем участникам предлагалось с помощью цветных карандашей изобразить цвет своего настроения.

Упражнение №2 «Ассоциации».

Участникам необходимо было назвать свое имя, назвать ассоциацию, которая возникает при озвучивании данного имени. Затем следовал краткий рассказ о себе.

Упражнение №3 «Впечатление».

Один из участников садился напротив другого, смотрел ему в глаза и громко, чтобы слышала вся группа, рассказывал, какое впечатление он на него

производит. Так поступали все участники группы по очереди. Когда наступала очередь слушать – нельзя было проводить дискуссий, нужно было постараться услышать что-нибудь полезное из впечатлений о себе. Важно было не превращать эти упражнения в фарс или гротеск. [4; c. 11]

Заключительный этап

Заключительный этап включал в себя упражнение на снятие напряжения

и достижение измененного состояния сознания, эмоционального сплочения группы. Оно помогало наполнить групповое пространство различными, в основном, позитивными эмоциями.

Участники сидели в кругу. На полу в середине круга лежал мяч.

Добровольный ведущий брал мяч и говорил любое слово (существительное). После этого все закрывали глаза на 15 секунд и старались, как можно отчетливее представить себе тот образ, который возникал у каждого участника в связи с названным словом. Исследователь следил за временем и через 15 секунд просил всех открывать глаза, после чего тот, кто называл слово, бросал мяч любому из участников. И тот, к кому попадал мяч, по возможности максимально подробно описывал ту картину, которая возникала в его воображении. Затем он называл свое слово и по истечении 15 секунд бросал мяч тому, чей рассказ он хотел услышать. Проводилась работа до тех пор, пока каждый из присутствующих не назвал слово и не описал «увиденную картину». [54; c. 45]

По правилам работы тренинговых групп в конце занятия давалась оценка групповой работе.

Предлагалось участникам занятий:

1. обозначить (словом) цвет вашего настроения на данный момент, то есть в конце занятия;

2. ответить на вопрос: что понравилось, а что не понравилось в работе

группы;

3. высказать пожелания относительно дальнейшей работы.

Занятие №2. «Мое профессиональное предназначение»

Цель: определить профессиональную направленность участников профессиональных занятий. Провести первичную диагностику профессиональных намерений, личностных качеств, способностей, интересов, самооценки. Выявить у подростков с ограниченными возможностями осознание своих интересов и способностей; общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в жизни; наличия познавательных интересов, их реализация в практической деятельности. Получить первичную информацию об интересах каждого участника профориентационных занятий, его склонностях, способностях и возможностях, характере, уровне самооценки, а также о главных направлениях профориентационной работы.

Ход занятия.

Теоретическая часть.

Объяснили цели работы, дали определения таким понятиям как «профессиональное предназначение», «профориентация», «профессиональное самоопределение».

Практическая часть.

Прежде чем начать беседу о профессиональных интересах, участникам предложили ответить на вопросы анкеты «Профессиональное самоопределение и социальная направленность». Затем провели методики по определению типа личности и тест на самооценку уверенность в себе. Эта работа являлась первичной диагностикой профессиональной ориентации, интересов, склонностей, способностей, личностных качеств участников.

Дисскусия «Мое профессиональное предназначение». Определяли ряд профессий, по которым хотели бы работать члены группы. Один из участников фиксировал называемые профессии на доске. Следующим шагом было определение качеств, которыми должен обладать тот, кто хочет посвятить себя данной профессии. Далее в совместной работе выявили конкретные шаги по достижению цели – освоению желаемой профессии. [10; c. 16]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Мировой процесс урбанизации
Основными формами расселения людей являются сельские поселения и города. Причем в современном мире процесс урбанизации стал мировым. «Урбанизация» - это не только быстрый рост и развитие городов, увеличение доли городского населения, это ...

Типология личности
Основания для типологии: Некоторые социологи считают себя антропологами, потому что изучают личность. По степени соответствия господствующей культуре (Линктон) Нормативная личность - Черты этой личности выражают соответствующую культур ...

Психологические теории, применяемые при работе с клиентами
Психодинамическая практика базируется на психоанализе З. Фрейда. Отношения, которые складываются между клиентом и терапевтом, такие же, как и между пациентом и врачом. Вот почему в психоаналитических подходах клиент, просящий помощи, опре ...